История православия в Удмуртии.

История православия в Удмуртии

 

Св. Стефан Пермский (1345—96) первым из иереев принёс на Урал, в Прикамье слово Божье, ок. 1372 г. он составил пермскую азбуку. Свою миссию монах-просветитель осу­ществлял и среди зюздинских «сырьян» (на территории Глазовского уезда). В 1379 г. он возглавил соз­данную им Пермскую епархию, частично вобравшую восток соверменной Удмуртии.

Стефан Пермский в Прикамье

Стефан Пермский на проповеди в Прикамье.

Главными магистралями проникновения христианствава на территорию Удмуртии служили реки Кама и Вят­ка. После взятия Казани (1552) и создания Казанской епархии (1555) этот процесс уско­рился. В 1557 г. Ивану Грозному били челом 17 удмуртских семей Слободского уезда, обещая кре­ститься и построить церковь. Подобные добровольные акции имели место и позже. С серединые XVI века по благослове­нию св. Гурия, архиепископа Ка­занского, формировались первые на территории Удмуртии православные сёла:   Крымская Слудка на р. Вятка и село Вознесенское (ныне г. Сарапул) на р. Кама.

Форпостами православного миссионерства в Прикамье становились так­же монастыри: в селе Усть-Сарапулка, в селе Елово Ярского района (1650), в селе Яромаска  (1682).    Основа­ние их связано с трудами соратников св. Трифона Вятского, лично им основаны монасты­ри на соседних с  Удмуртией землях — в г. Слободской (конец XYI в.) и в селе Елабуга (1606).

Утверждение христианства шло в основном через сёла, которые одновременно с правами центра прихо­да получали элементарный набор цивилизующих функций (торговля, просвещение, органы управления и т.д.). Старейшие на удмуртской земле православные сёла возникали по правобережью р.Камы, в междуречье рек Камы и Ижа: Колесниково (1686), Кулюшево (1706), Чеганда (1717). Организация в 1721г. Святейшего Синода активизировала процесс создания сёл: в 1722 г. — Вятское, Гольяны, Данилово, Кигбаево, Козлово, Нечкино; в 1723 г. — Мазунино.

храм в с.Данилово

Свято-Никольский храм в селе Данилово (1811-1814г.г. О храме и о его реставрации можно прочитать здесь).

От русских сёл христианство продвигалось и в районы преимущественного проживания удмуртов. С 1740 г. приобщение восточно финно-угров к православию стало государственным делом — целью деятельности созданной ново­крещенской конторы. Уже в 1741 г. основано первое удмуртское село (черкогурт) Елово. Затем открыты приходы в с. Балезино, Понино (1746), Глазово (ныне г. Глазов) (1747), Укан (1748), Завьялово (1749). Основаны приходы в с. Алнаши (1751), Вавож (1751), Водзимонье, Дебёсы, Можга, Новый Мултан, Полом, Пуже-Уча (Ильинское).

Первые православные на территории Удмуртии не имели епископа и не входили в российские церковные структуры из-за некоторой самостоятельности Вятской земли. Но в 1489 г. она присоедини­лась к Московскому государству и Московской митрополии (с 1589 г. патриархии).

Крупнейшее и долгое время единственное в Вятской епархии Сарапульское викариатство учреждено в 1868 г., Глазовское в 1898 г. Они выходили за пределы современной Удмуртии, а её территория включала 21 благочиние (из 54 Вятской епархии), которые ведали делами 190 прихо­дов. К 1918 г. здесь действовали около 300 храмов и часовен, Благовещен­ский и Иоанно-Предтеченский монастыри в Сарапуле и мона­стырские общины в с. Шаркан, Каракулино, Забегалово. Функ­ционировали неск. братств и сестричеств.

Православие вызвало к жиз­ни новые для Удмуртии формы культуры. Письменность создава­лась для удмуртов служителями и членам церкви первоначально для надоб­ностей миссии. Иереи удмуртских прихо­дов (Ф.Ф. Ившин, И.З. Мышкин) нарабатывали с 1740-х гг. словарные и грамматич. материалы. Обобщив их, митропо­лит Казанский Вениамин издал в 1775 г. граммати­ку удмуртского языка. Церковь издавала удмуртские словари, учебни­ки, азбуки («Азбука» Н.Н. Блинова, 1867), создавала школы (новокрещенские, церковно-приходские, семинар­ские, воскресные, псалтирные, второклассные церковные учительские, крещёно-татарские, Карлыганская центральная удмуртская школа), учительские семинарии (Казанская инородческая, Глазовская, Кукар­екая), приходские училища. Действовал Вятский епар­хиальный училищный совет. Не только внутрицерковное, но и общенародное значение имели духовные училища (Вят­ское, Казанское, Глазовское, Сарапульское), семина­рии (Вятская, Казанская) и академии (Киевская, Ка­занская), а также вятские инородческие миссионерские курсы.

В 1921 г. Сарапульское викариатство преобразо­вано в епархию с Боткинским, Ижевским, Елабужским викариатствами. С конца 1926 г. они — самостоятельные епархии (Боткинская до 1931 г., Сарапульская до 1943 г.). Глазовское викариатство в 1921 г. также стало епархией, но в 1926 г. подчинилось Ижевской и Удмуртской епархии.

Из-за репрессий, провокаций и экономического давле­ния епархия долгие годы не могла функциониро­вать нормально, а в 1938—43 гг. и 1960—88 гг. остава­валась без архиерея. Репрессированы все епископы УАССР, более 200 служителей церкви и тысячи членов их семей и церковных активистов. Уничтожены многие храмы, большинство уцелевших изуродовано за счёт сноса купо­лов и колоколен. Храмы, часовни и монастыри раз­граблены.

Управление епархией возобновилось В 1943г., после реабилитации архиепископа Иоанна (Братолюбова). Но гонения на верующих продол­жались. Сов. Мин. УАССР 24 нояб. 1960 г. потребовал «считать нецелесообразным даль­нейшую деятельность епархиального управления».

Иоанн Братолюбов

Иоанн Братолюбов, архиепископ Ижевский и Удмуртский в 1943-1945г.г. (биография на сайте pravoslavie_ru)

Духовенство УАССР единодушно поддержа­ло советскую власть в годы Великой Отечественной войны. Собрано пожертвований В ФОНД Победы более 5 МЛН. руб.

Определением Священного Синода от 30.11.1988 г.  Ижевская и Удмуртская епархия была восстановлена. Её возглавил епископ Палладий (Шиман), а с 1993 г. архиепископ Николай (Шкрумко). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25.2.2007 г. он возведён в сан митрополита.

 Николай (Шкрумко)

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко)

На 1.11.2007 г. в Удмуртской республике было зарегистрировано 130 православных объединений. В ведении Управления Ижевской и Удм.епархии РПЦ состоят 126 приходов по 8 благочиниям, име­ет 83 храма, 45 молитв, домов, 6 часовен. В Ижевске работу ведёт православное братство во имя Св. благоверного великого князя Александра Невского. Возрождение монаше­ских традиций идёт в двух женских обителях, имеющих статус юрид. лица: в Успенском монастыре (с. Перевозное, Боткинский р-н) и Мало-Дивеевском Серафимовском мона­стыре (с. Норья, Малопургинский р-н).

Мало-Дивеевский Серафимовсий мона­стырь

Мало-Дивеевский Серафимовсий мона­стырь (с.Норья)

За 1987—2007 гг. в респ. построены новые храмы в Ижевске, Воткинске, Глазове, Можге, в Балезинском, Граховском, Завьяловском, Каракулинском, Кизнерском, Сарапульском, Увинском и Якшур-Бодьинском районах. 5 церк. зданий возведено на территории учреждений УФСИН (Управление федер. службы исполнения наказаний) России по УР. За 2004—07 гг. благодаря координирующей деятельности попечител. совета во главе с Президентом УР А.А.Волковым и Владыкой Николаем, всем миром в столице Удмуртии воз­рождён на своём историческом месте Свято-Михайловский собор. На торжества его освящения в Ижевск (4—5.8.2007 г.) приезжал Святейший Патриарх Алексий II, а также правящие ар­хиереи семи епархий Приволжского Федерального округа.

Строятся новые культовые здания в Глазове, Сарапуле, в Дебёсском, Завьяловском, Красногорском, Увинском районах. При поддержке гос-ва и производ. предприятий реставриру­ются храмы, большиство которых имеют статус памятников истории и культуры. При участии Ижевского Епархиального Управления издаются газеты «Православ­ные Вести. Ижица», «Сретенье», «Саиёеатиз».

Деятельности религиозных структур РПЦ помогают общественные организации «Православная мо­лодёжь Удмуртии», «Витязи», «Трезвение», а также объединения казачества.

(553)

Добавить комментарий